Строительство и конструирование
09.12.2022
Строительство
и конструирование
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность,
направленная на получение определенного, заранее задуманного реального
продукта, соответствующего его функциональному назначению.
При правильно организованной деятельности дети
приобретают:
- конструктивно-технические умения: сооружать
отдельные предметы из строительного материала;
- делать из бумаги различные поделки;
- обобщенные умения: целенаправленно рассматривать
предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и
различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит
расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
Конструктивная деятельность способствует практическому
познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
- речь детей обогащается новыми терминами, понятиями
(брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности
употребляются редко;
- дети упражняются в правильном употреблении понятий
(высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький), в
точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх,
сзади – спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является
также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой
деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство
при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей
(коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании
первоначальных навыков работы в коллективе:
- умения предварительно договориться (распределить
обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или
поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
- умение работать дружно, не мешая друг другу;
Виды конструктивного материала:
строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые
и природные материалы.
Вид материала определяет и вид конструирования:
- конструирование из строительного материала;
- конструирование из бумаги;
- конструирование из природного материала и т. д.
Строительный материал представляет собой набор
разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на
мелкий (настольный) и крупный. Дети дошкольного возраста, создавая предметы
окружающего, строят с конкретной целью – домик для зайчика, мост для транспорта
и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более
осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой
деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных
шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, материал всегда должен быть
уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них.
Конструкторы
Дети старшего дошкольного возраста в свободное от
занятий время используют также различные конструкторы – деревянные,
пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют создавать подвижные
конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.
Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а
постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством
воспитателя освоят тот или другой конструктор, его помещают вместе с
настольными играми или в уголке ручного труда, и дети используют его в своей
самостоятельной деятельности.
Бумага,
природный и бросовый материалы
Эти материалы широко используются в детском саду (как
отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и
игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.
Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман,
а также тонкий картон.
Разнообразие природного материала (шишки, желуди,
ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать
его в работе с дошкольниками. Природный материал своевременно заготавливается и
его запасы пополняются в течение всего года. Каждый вид материала хранится в отдельной
коробке или пакете. При создании поделок используются дополнительные материалы:
бумага, картон, пластилин, проволока, спички; клей, ножницы.