Квалификация педагогов и совершенствование педагогической работы
09.12.2022
Квалификация педагогов – это уровень знаний, умений,
профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности,
включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне
понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком
уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими
техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого
ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим
сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию,
когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом
он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых
очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым
сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине
оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных
средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить
ответственность учителей за результаты педагогической деятельности.
Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения
данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических
работников.
2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
3. Инструмента роста качества российского образования.
4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством
образовательного учреждения и педагогами.
5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в
образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них
предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на
основе характера сложности и результативности решения поставленных
задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций,
адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения
полноценной воспитательной работы воспитатель обязан овладеть
умениями и навыками, а для полноценного развития воспитанника.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
«Совершенствование профессиональных компетенций педагога ДОО согласно требований ФГОС". 1. Актуальность, обоснованность, необходимость инновации В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов, работающих в системе дошкольного образования. В профессиональном стандарте «Педагога» четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. сказано, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей». Образовательная деятельность ДОО в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно: Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС; Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей; Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям; Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием; Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса. Новые социальные ориентиры, изложенные в документах обусловливают необходимость и значимость профессионализма – не только наличие у педагога комплекса профессиональных знаний умений навыков, но и наличие сформированных личностных и профессиональных качеств педагога. Необходимо, чтобы педагог дошкольного образования осознавал общественную значимость своей профессиональной деятельности в социуме. Сама деятельность все больше становится принципиально инновационной. Современная жизнь требует от педагога умения быть готовым к переменам, способным к нестандартным трудовым действиям, ответственным и самостоятельным в принятии решений. Признаком времени является повышенный профессионализм педагога дошкольного образования. Инновационная деятельность всегда связана с рядом преобразований. Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, предметной среды, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в Профессиональном стандарте педагога, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения: 1. Компетенция в ведении образовательного процесса 2. Методологическая (методическая) компетентность 3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ 4. Компетентность в организации воспитательной работы 5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса 6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников 7. Компетентность в установлении контактов с родителями 8. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников 9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования 10. Креативная компетентность педагога (исследовательская) 11. Коммуникативная компетентность 12. Регулятивная компетентность 13. Социальная компетентность 14. Специальная компетентность пути развития профессиональной компетентности педагогов: работа в методических объединениях и творческих группах исследовательская, экспериментальная деятельность инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий различные формы педагогической поддержки активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах обобщение собственного педагогического опыта Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности методической службой созданы определенные условия. Каждый педагог ДОО имеет возможность: систематически проходить курсов повышения квалификации изучать современную методическую, педагогическую литературу посещать обучающие семинары, практикумы и т.д. участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности изучать информационно-компьютерные технологии участвовать в конкурсах профессионального мастерства участвовать в реализации проектов по ДОО иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок осуществлять работу по самообразованию