Поддержка инициативы детей
09.12.2022
Поддержка
инициативы детей
Важнейшим
условием успешного формирования инициативности у дошкольников является
поддержка детской инициативы во всех видах деятельности: в игре, в труде, в
познании, в обучении. ФГОС ДО выдвигает на первое место полноценное проживание
ребенком дошкольного детства, при котором он становится субъектом
образовательных отношений, а детская инициатива ставится во главу угла – и как
средство развития личности ребенка, и как цель.
Инициатива
дошкольников должна поддерживается в различных видах культурных практик –
разнообразных, инициируемых взрослым или самим ребенком, основанных на текущих
и перспективных интересах ребенка видах самостоятельной деятельности. Среди
культурных практик традиционно выделяют следующие виды:
поисково-исследовательская деятельность, продуктивные виды деятельности,
экспериментирование, игра, манипуляция с предметами, фантазирование, творческая
деятельность.
Важными
условиями поддержания и развития детской инициативы являются правильно
организованная развивающая предметно-пространственная среда, ее содержательное
наполнение, а также грамотная организация совместной практической деятельности
взрослых и детей.
Поддержка
детской инициативы является залогом успешного развития таких социально-значимых
качеств ребенка, как инициативность, самостоятельность и способность брать на
себя решение задач.
Существуют четыре основные сферы
инициативы:
- творческая инициатива (включенность в
сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются
воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое
усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование,
лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления»
материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
- коммуникативная инициатива
(включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются
эмпатия, коммуникативная функция речи);
- познавательная инициатива –
любознательность (включенность в экспериментирование, простую
познавательно-исследовательскую деятельность)
Самостоятельная деятельность детей
протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка в эмоциональном
общении (всегда откликаться на стремление малыша получить доброжелательное
внимание, поддержку, ласку). Поощрять инициативные и самостоятельные действия
детей.