Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ
08.12.2022
Основной целью
сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных
образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-
педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и
осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов
ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический. Для успешности
воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и
выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения
данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях
психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и
потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования
доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
Консультативно-проективный
этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения
проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы,
составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации,
уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет
определённые задачи в области своей предметной деятельности.
Составление
индивидуального образовательного маршрута способствует реализации
образовательных потребностей детей с ОВЗ (нарушение речи). Важным принципом для
определения и реализации индивидуального маршрута является:
- принцип доступности и
систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- соблюдение интересов
воспитанника; принцип создание ситуации успеха;
- принцип гуманности и
реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Таким образом, ИОМ —
это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства,
создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей
ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный
этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного
сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность
для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все
стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь.
Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных
процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в
детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе
выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на
прогулках.
Консультативно-просветительское
сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но-
образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое
психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ.
Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой
рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет
характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая
практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с
учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его
эффективность.
Организация
работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для
родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение
консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих
задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для
обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции
деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции —
развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать
родителям результаты успешного развития ребёнка.