Федеральная образовтельная программа
14.08.2023
Данный раздел создан в целях
приведения Основной общеобразовательной программы МБДОУ детского сада № 15 в соответствие с Федеральной образовательной
программой дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской
Федерации"»
Федеральная
программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе
традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных
внушительным объемом культурных ценностей.
Федеральная
образовательная программа (далее – ФОП) позволяет реализовать несколько
основополагающих функций дошкольного уровня образования (п.2):
— обучение
и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
— создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее — ДО), ориентированного
на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и
малой Родины;
—
создание единого федерального образовательного пространства воспитания
и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию,
обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные,
качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
ФГОС ДО и
ФОП являются основой для самостоятельной разработки и
утверждения дошкольной образовательной организацией образовательных программ
дошкольного образования (далее — Программа), обязательная часть которых
должна соответствовать ФОП и оформляется в виде ссылки на нее.
ФОП определяет объем обязательной части этих Программ в соответствии с ФГОС ДО — не менее 60% от общего объема программы
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, — не более 40% и может быть
ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том
числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
и ДОО в целом.
Содержание и
планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП (п.4).
ФОП включает
в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая
программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп,
федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты (п.5).
ФОП
включает три раздела — целевой, содержательный и
организационный.
В целевом разделе представлены:
цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения ФОП в
младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения
освоения ФОП; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых
результатов (п.7).
Содержательный
раздел включает
задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных
областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В
нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств
реализации ФОП, предусматривает приобщение детей к российским традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе (п.8).
Организационный
раздел включает
описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации ФОП;
организации развивающей предметно-пространственной среды (далее — РППС) в ДОО;
материально-техническое обеспечение Программы, представлены примерный режим и
распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план
воспитательной работы (п.9).
Вся
программа ориентирована на «разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций» — так обозначено в пояснительной записке.