Утверждаю:
заведующий МБДОУ детский сад
№15
__________О.В.Тесля-Герасимова
от «30»
декабря 2021г. № 116/1
ПОЛОЖЕНИЕ
о Психолого-педагогическом консилиуме
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад комбинированного вида №15
города Каменск-Шахтинский
1. Общие положения
1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется как
форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для
психолого-медико педагогического сопровождения воспитанников с
особенностями в физическом и (или) психическом развитии, и (или)
отклонениями в поведении в условиях дошкольного образовательного
учреждения (далее - ДОУ).
1.2. ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в
области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России,
постановлениями Правительства Российской Федерации, Федеральным
законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с изменениями на 30 декабря 2021 года (ст.42), приказом Министерства
образования и науки РФ от 20.09. 2013 года № 1082 «Об утверждении
положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (далее ПМПк),
Распоряжением Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 года №Р-93
«Об утверждении Примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации», письмом Минобразования
России от 27.03.2000 года № 27/901-6 «О психолого-медикопедагогическом
консилиуме образовательного учреждения». Уставом МБДОУ, приказами
руководителя учреждения и настоящим Положением.
1.3. Консилиум создается на базе ДОУ приказом заведующего ДОУ.
2. Основные направления консилиума
2.1. Целью деятельности консилиума является обеспечение диагностикокоррекционного
психолого-медико-педагогического
сопровождения
воспитанников, с особенностями в физическом и (или) психологическом
развитии, и (или) отклонениями в поведении, оказание помощи родителям
несовершеннолетних в вопросах развития и воспитания ребенка, исходя из
реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья
воспитанников.
2.2. Основными направлениями деятельности консилиума являются: –
выработка коллективных рекомендаций по психолого-педагогической
работе; – комплексное воздействие на личность ребенка; – консультативная
помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и
обучения; – социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий
жизни или психотравмирующих обстоятельств; – охрана и укрепление
соматического и психологического здоровья с учетом индивидуальных
потребностей и возможностей ребенка.
3. Задачи консилиума
3.1. Главная задача консилиума – определение основных направлений, форм
и сроков коррекционно-развивающего процесса.
3.2. В задачи консилиума входят: – организация и проведение комплексного
изучения личности ребенка с использованием диагностических методик
психолого-педагогического обследования; – выявление уровня и
особенностей развития познавательной деятельности, психической и
физической подготовленности воспитанников; – определение характера и
продолжительности специальной (коррекционной) помощи в рамках
имеющихся в образовательном учреждении возможностей; – выбор
оптимальных для развития ребенка образовательных программ,
соответствующих уровню его подготовки к обучению;
– согласование планов работы различных специалистов;
– профилактика физических, интеллектуальных и психологических
перегрузок, эмоциональных срывов; организация оздоровительных
мероприятий;
– подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка,
динамику его состояния;
– составление подробного заключения о состоянии здоровья и развития
ребенка для районной психолого-медико-педагогической комиссии.
4. Организация работы консилиума
4.1. Обследование ребенка специалистами консилиума осуществляется по
инициативе сотрудников ДОУ или родителей (законных представителей).
Заседания консилиума разделяются на плановые, которые проводятся один
раз в квартал, и внеплановые.
Совещание специалистов может быть также созвано экстренно, в связи с
острой необходимостью.
4.2. Организация заседаний проводится в два этапа: – подготовительный этап
предусматривает сбор предварительных диагностических данных, которые
необходимо уточнить и дифференцировать на заседании; – на основном
этапе проводится заседание консилиума, на которое приглашаются ребенок и
его родители.
4.3. На период подготовки заседания консилиума и реализации
рекомендаций назначается ведущий специалист, проводящий коррекционноразвивающее обучение. Он отслеживает динамику развития ребенка и
эффективность оказываемой помощи, выступает с инициативой повторных
направлений на психолого-медико-педагогическую комиссию.
4.4. На заседании консилиума каждый специалист, участвовавший в
коррекционной работе с детьми, представляет составленные на основе
обследования заключение (представление) и рекомендации (медицинские,
педагогические).
4.5. Схема заседания предусматривает: – организационный момент; –
заслушивание заключений (представлений) специалистов, их дополнение
ведущим специалистом, врачом и другими членами консилиума; –
собеседование с родителями; – собеседование с ребенком; – постановку
психолого-педагогического диагноза; – обмен мнениями и предложениями
по коррекции развития; – выработку рекомендаций; – разработку программы
индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Обследование
проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной
возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
4.6. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка
каждым специалистом и составляется индивидуальный план сопровождения
семьи воспитанника. Индивидуальный план сопровождения содержит
коррекционно – профилактические мероприятия для ребенка и его семьи,
подписывается председателем консилиума и законным представителем
воспитанника. При смене образовательного маршрута составляется
коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк
содержит обобщенную характеристику структуры психофизического
развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной
(коррекционной) помощи, обобщающую
рекомендации специалистов, подписывается председателем ПМПк.
4.7. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк,
индивидуальный план сопровождения доводятся до сведения родителей
(законных представителей) в доступной для их понимания, корректной
форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
4.8. При отсутствии в образовательном учреждении условий, адекватных
индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости
углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных
вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным
представителям) обратиться в психолого-медикопедагогическую комиссию.
4.9. При направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую
комиссию копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям
(законным представителям) на руки или отправляется по почте, копии
заключений специалистов направляются только по почте или
сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации
заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут
направляться только по официальному запросу.
5. Состав консилиума
5.1. В заседаниях консилиума принимают участие постоянные и временные
члены. Постоянными членами консилиума по приказу руководителя ДОУ
являются: – заместитель заведующего по воспитательно-обравзовательной
работе или старший воспитатель; – логопеды; – педагог-психолог; –
медсестра; - другие специалисты. Они присутствуют на каждом заседании
консилиума, участвуют в его подготовке и контролируют выполнение
рекомендаций.
5.2. Функциональные обязанности специалистов ПМПк.
- Председатель ПМПк: руководит деятельностью ПМПк, разрабатывает
положение, планы ПМПк, графики заседаний ПМПк, подготовка и
проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности
ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль
организации работы, анализ эффективности.
Педагог-психолог:
психологическая
диагностика,
выявление
потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития,
психологическое
консультирование,
психотренинг,
психокоррекция,
психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам
по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
- Учитель-логопед (учитель-дефектолог): логопедическая диагностика,
коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам
по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с
ребёнком.
- Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности
ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей
коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности
целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки
изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания
согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда,
врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
- Медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о
поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения
рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического
режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием
воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур.
- Музыкальный руководитель: реализация используемых программ
музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с
учётом рекомендаций учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогапсихолога.
- Секретарь ПМПк: ведение текущей документации.
- Воспитатель: проводит педагогическую диагностику и диагностику детско
– родительских отношений через наблюдение; осуществляет коррекцию
поведения воспитанника в соответствии с индивидуальным планом
сопровождения; участвует в работе ПМПк.
5.3. Председатель ставит в известность родителей и специалистов о
необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и
проведение заседания консилиума.
5.4. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума
индивидуально с учетом реальной возрастно-психофизической нагрузки.
5.5.Медсестра информирует родителей (законных представителей) о
состоянии здоровья ребенка и его возможностях, по рекомендации
консилиума направляет его на консультацию к специалистам, дает советы по
режиму.
5.6. В обязанности логопеда входят информирование специалистов
консилиума об особенностях речевого развития воспитанника; разработка
программ
коррекционноразвивающей
работы;
ведение
журнала
комплексного динамического наблюдения за ребенком.
5.7. Обязанности практического психолога:
– углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, их
личностных и поведенческих реакций;
– оказание методической помощи логопедам и воспитателям в оценке
интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности,
мотивации, эмоциональной сферы;
– разработка коррекционной программы индивидуального развития ребенка
и построение программы совместных действий с другими специалистами.
5.8. Воспитатель дает ребенку характеристику с описанием трудностей в его
воспитании и обучении, участвует в собеседовании с родителями, планирует
индивидуальную работу с детьми.
5.9. Временные члены консилиума приглашаются по мере необходимости.
6. Документация
6.1. ПМПк ведет документацию:
- приказ дошкольного образовательного учреждения о создании ПМПк на
текущий учебный год;
- локальное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
ДОУ;
- договор между образовательным учреждением (в лице руководителя ДОУ)
и родителя (законного представителя) воспитанника ДОУ о его психологомедико- педагогическом обследовании и сопровождении;
- договор о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
дошкольного образовательного учреждения;
- протоколы заседаний ПМПк;
- архив Консилиума, состоящий из журналов протоколов заседаний за
прошлые учебные года, а также при наличии имеющихся характеристик, карт
развития детей, медицинских справок, договора.
Архив консилиума хранится в течение 10 лет в специально оборудованном
месте и выдается только членам Консилиума или по запросу специалистов
ПМПК.
Руководитель ДОУ, председатель, специалисты, участвующие в работе
Консилиума, несут ответственность за конфиденциальность информации о
детях, проходивших обследование.